Proverka Gogetlinks 0857 Musepack: формат цифровой музыки
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • dark
  • light
  • leftlayout
  • rightlayout


Musepack: формат цифровой музыки

Musepack
(MPEG plus)
Меломаны со стажем по праву считают Musepack (ранее именовавшийся MPEG Plus ; название пришлось сменить во избежание проблем с MPEG) наиболее совершенным из существующих аудио кодеков, использующих сжатие с потерями.
altСекрет успеха прост: созданная разработчиками психоакустическая модель превосходит большинство аналогов, позволяя добиться высоких результатов. К сожалению, развитие Musepack идет не очень быстро, да и вниманием разработчиков ПО и «железа» он обделен (плагины для Winamp и XMMS, разумеется, есть). Впрочем, если наличие аппаратной поддержки для вас не критично, и вы являетесь ценителем качества, обязательно обратите внимание на этот формат.

«Разберемся в тонкостях»

Попытка объяснить принципы работы и отличия способов кодирования современных аудио форматов будет не проще, чем объяснение школьнику младших классов доказательства теоремы Гаусса. Все же попробуем.

При работе любого кодека исходный звук обрабатывается в два больших этапа. Первый – психоакустическое сжатие, при котором по сложным алгоритмам из файла выделяется и удаляется информация, которую кодек считает избыточной. Понятно, что чем совершеннее психоакустическая модель кодера, тем больше лишней информации будет удалено из потока и тем меньше пострадает слышимая часть. При этом некоторые ограничения накладывает и формат файла.

Например, MP3 просто технически неспособен обрабатывать некоторые звуки без ошибки, что требует от разработчиков кодека больших усилий для сохранения приемлемого качества, в то время, как даже относительно простые AAC кодеры, используя менее совершенную психоакустическую модель, могут достигать лучших результатов. Вторым этапом обработки является loseless сжатие, при котором вся информация дополнительно «дожимается» при помощи алгоритмов, схожих с теми, что используются в привычных нам архиваторах.

Так какая же информация считается «лишней»? Не секрет, что знакомый нам со школы постулат о способности человеческого слуха слышать частоты 20Гц-20кГц несколько льстит ушам многих из нас.

Да, экспериментально доказано, что человек слышит (скорее, ощущает) частоты ниже и выше этого диапазона, только вот к музыке они имеет мало отношения. В действительности, даже владельцы особо чувствительных, «золотых» ушей не способны отличить музыкальную композицию с «обрезанными» до 19 килогерц частотами от оригинала, что уж говорить об обычных людях, для многих из которых к 30 годам этот порог опускается до 16 килогерц (вспомним, что CD способен хранить звуки вплоть до 22кГц). Плюс к тому чувствительность уха во всем спектре неоднородна (наиболее важен диапазон 1-4 кГц, соответствующий речи). Плюс эффект маскировки, благодаря которому мы с трудом различаем тихий звук мобильного телефона, находясь в шумном людном месте.

Плюс инертность слуха уха, плюс. К слову, обмануть даже такой сложный и чувствительный инструмент, как человеческое ухо, проще, чем это может показаться. Располагая информацией о том, какие звуки мы слышим лучше, какие хуже, а какие не слышим вообще, кодек может значительно (при коэффициенте сжатия 1:5 большинство lossy кодеков может добиться результата, не отличимого на слух от оригинала) «облегчить» исходный файл.

Разумеется, для более сильного сжатия приходится идти на компромиссы и жертвовать качеством, что, впрочем, может пройти незаметно для пользователя, ведь не все из вас могут сходу отличить MP3 файлы, кодированный с битрейтами 128 и 256 кбит/с.

Даже несмотря на то, что его ближайшим родственником является MP 2, предшественник MP3, формат не только прекрасно (считается, что в подавляющем большинстве случаев MPC файл, созданный с использованием пресета Standard, ~170 кбит/с, на слух не отличим от оригинала, а ошибки происходят реже, чем в случае использования MP3 с битрейтом 320 кбит/с) работает с музыкой на средних-высоких битрейтах, но и вполне способен тягаться с Vorbis и AAC в области 128 кбит/с.
 

Яндекс.Метрика