• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • dark
  • light
  • leftlayout
  • rightlayout


Бони М (Boney M)

История Boney M - Часть1. Золотые годы
alt1976 год явился поистине золотым в истории диско-музыки: именно тогда спыхнула звезда превзойденной группы BONEY M! Их карьера была похожа на комету: она вдруг появилась ниоткуда и скоро стала предметом всеобщего поклонения. Не было ни одной дискотеки в мире, в которой бы не крутили Boney M, каждое телешоу просто мечтало зазвать к себе знаменитую четверку с Карибских островов, а их композиции - смесь регги, диско, фанка, госпела, соула и рока - как бомбы взрывали музыкальные чарты всех стран мира. Название группы было у всех на устах в течение более чем десяти лет их феноменальной карьеры, однако несмотря на столь грандиозный успех, сами члены Boney M оставались довольно скромными и простыми людьми. Сегодня их песни стали классическими, и память о них не исчезнет, наверно, никогда... Но кто же такие Boney M?
Продюсер Фрэнк Фариан во времена записи BABY DO YOU WANNA BUMP


Их история началась под Рождество 1974 / 75 г., когда не особо известный и не очень удачливый немецкий продюсер и исполнитель шлягеров Фрэнк Фариан, скрывавшийся под псевдонимом "Замби", решил вернуться к "своим корням" - черной музыке - и сочинил и сам записал песню BABY DO YOU WANNA BUMP на студии Europa Sound Studios в немецком городе Оффенбах. При этом техническими средствами он сильно исказил свой голос и наложил на него стилизованный женский хор. В 1975 г. звукозаписывающая компания Hansa выпустила сингл BABY DO YOU WANNA BUMP под именем Boney M; Фариан нашел это имя в титрах одного австралийского телесериала, который стал культовым в Германии в начале 70-х. Фильм был комедийного жанра, а имя Boney носил в нем черный герой-детектив. Участник группы Boney M Бобби Фарелл смеется: " В сериале снимался английский белый актер, и его лицо было так густо замазано черным гримом, что над этим смеялась вся Германия".
Первый состав группы Boney M с Мейзи Уильямс


Ничего особенного тогда еще не произошло: BABY DO YOU WANNA BUMP стабильно продавался на протяжение года в объеме примерно 500 шт в неделю, но и только. И вот в конце 1975 г. Фариан получил неожиданно приятное сообщение: его песня стала небольшим хитом в Голландии и Бельгии, и TV-станции начали проявлять любопытство, кто же такой этот Boney M? Появились приглашения на выступления. Однако у Фариана хватило благоразумия не появляться на сцене самому: ведь действительно, он выглядел бы довольно смешно на сцене, повторяя рефрен "HUH-HUH!" высоким женским голосом. Таким образом, возникла необходимость для показа по телевидению и перед прессой сформировать некую фиктивную группу. Помогла ему в этом агент по найму артистов Катя Вульф (Katja Wolf), которая нашла трех девушек и одного парня. Одним из первых членов группы Boney M стала модель и танцовщица Мейзи Уильямс (Maizie Williams), за нею последовали Шейла Бонник (Sheila Bonnick), Клаудиа Бэрри (Claudja Barry) и африканец Майк. Именно они сыграли основную роль в привлечении внимания публики к группе Boney M, при этом ничего не исполняя, а только позируя для фотографий.
"Crazy like a fool..."


Когда успех BABY DO YOU WANNA BUMP стал сходить на нет, Фариан решает организовать более перманентную группу и подписывает уже постоянный контракт с Мейзи Уильямс, Марсией Баррет, Клаудиа Бэрри и Бобби Фаррелом. Правда, скоро Клаудиа Бэрри, не верившая в проект, покидает группу и начинает сольную карьеру, принесшую ей вполне заслуженный успех в конце 70-х. Марсия Баррет, тоже, в общем-то, не вполне поддерживавшая проект, вдруг вспоминает о своей знакомой, с которой встретилась за два месяца перед поступлением в Boney M - Лиз Митчелл, с таким же сценическим опытом, как и у нее, и рекомендует ее вместо ушедшей солистки. В декабре 1975-го Фариан с новыми членами команды приступает к записи полного альбома, и уже в 1976 г. выходит сингл DADDY COOL, за которым следует альбом TAKE THE HEAT OFF ME. Надо отметить, что перед тем как стать всемирно известными хитами, и сингл, и альбом довольно долго мертвым грузом пролежали на магазинных полках. Выступить вживую группу пригласили лишь несколько заштатных дискотек и клубов. И только после появления Boney M в известном в Германии телешоу MUSIKLADEN продажи пошли вверх и достигли 100 000 копий в неделю. Вскоре сингл поднялся до первого места в германских сингловых чартах, как и альбом TAKE THE HEAT OFF ME - в альбомных. В различных странах Европы сингл DADDY COOL девять раз становится золотым, и в конце года выходит такой же успешный сингл с альбома - SUNNY. На большинстве треков альбома звучит великолепный голос Лиз Митчелл, тогда как красивый бархатный вокал Марсии Баррет появляется только на титульном треке и в фанковой LOVING OR LEAVING.

Летом 1977 г., предваряя выпуск второго полного альбома группы, выходит сингл MA BAKER, в лирическую основу которого легла криминальная драма, прочитанная одним из нанятых Фарианом авторов песен Boney M Гансом-Ёргом Майером (Hans-Joerg Mayer (Reyam)) в книге об истории преступности в США. Немногие знают, что первоначально Фариан планировал создать песню о Джоне Диллинджере, и Майер тщетно пытался убедить его, что фраза "Джон Диллинджер" будет плохо вписываться в ритм. Все еще скептически настроенный, Фариан вдруг услышал тунисский мотив SIDI MANZUN и, наконец, согласился с Майером - песня стала называться Ma Baker. Проданные впоследствие 8 миллионов копий сингла сделали этот трек самым популярным бестселлером в стиле диско всех времен. Вышедший затем LP LOVE FOR SALE сразу же попал в чарты, но из-за эротичного фото на обложке не достиг желаемых высоких позиций. В Великобритании, например, он поднялся только до унизительного 60-го места. Идея такого оформления альбома уже была использована для обложки LP TAKE THE HEAT OFF ME, когда Фариан намекнул фотографу Диди Зилл (Didi Zill), что "они должны делать что-то сногсшибательное - три девушки и один парень... Например, девушки могут возбуждать друг друга ласками, в то время как Бобби будет наблюдать за ними". Надо сказать, сама идея была неплохой в отличие от полученного резонанса. Тем не менее LOVE FOR SALE стал одним из самых знаменитых дисков Boney M; помимо уже упомянутого хита MA BAKER в него вошли такие известные песни, как PLANTATION BOY, старый госпел MOTHERLESS CHILD с лидирующим вокалом Лиз Митчелл, кавер-версия песни Creedence HAVE YOU EVER SEEN THE RAIN и самый прекрасный из треков, когда-либо записанных Boney M, песня группы Yardbirds STILL I'M SAD, эмоционально исполненная великолепной Лиз Митчелл.
Boney M исполняют Belfast в TV-шоу "Musikladen"


С релизом следующего сингла, BELFAST, в котором лидирует мощный вокал Марсии Баррет, Boney M достигают еще большего успеха. В Великобритании он попадает в первую десятку, однако в Северной Ирландии прокрутку трека в радиоэфире запрещают. В опровержение слухов о том, что группа сфабрикована и на самом деле не может петь, Boney M вживую исполняют хит BELFAST на телешоу Musikladen. Уже ни для кого не секрет, что на пластинках поют только двое участников группы, а все остальные голоса делает наложением Фариан. Сам Фариан также не скрывает, что "одолжил" свой голос на пластинках Бобби и Мейзи, а остальные вокальные партии исполняют Марсия и Лиз. "Мой голос больше подходит к саунду Boney M, чем голоса Боби и Мейзи". Хотя Бобби и Мейзи тоже поют в таких песнях как MA BAKER, RASPUTIN и BELFAST, где требуется хоровое звучание. На сцене же все участники группы поют вживую - никаких записей и трюков! Чтобы доказать это и способствовать продвижению нового альбома, Boney M дают несколько живых концертов с поддержкой группы бэк-вокала BLACK BEAUTIFUL CIRCUS. В свое время первый тур Boney M (с исполнением песен под "фанеру") с треском провалился. "Никто не поверил в нас", - заявила Лиз, а немецкая критика нанесла группе еще более сокрушительный удар. Однако второй тур - в поддержку альбома LOVE FOR SALE - имел огромный успех, хотя немецкие музыкальные критики и в этот раз не особо жаловали Boney M. Фариан был раздосадован: "Если бы я организовал Boney M в Великобритании, никто бы не принижал нас так, как они. Все, что желают Boney M, так это просто развлекать народ". И только фаны группы не обращали внимание на то, что писали критики. Они с восторгом воспринимали экзотичные музыкальные шоу, насыщенные чувством любви и раскрепощенности. Благодаря таким звездам, как Boney M., Donna Summer, ABBA, Bee Gees и им подобным, консервативные европейцы, редко выражающие свой темперамент в танцах, вдруг хлынули на танцплощадки и в дискотеки. Один поклонник группы так охарактеризовал предмет своего обожания: "Boney M - это природная сила, ее не остановить!" И действительно, остановить Boney M могла только другая природная сила. Так, зимой 1978 г. группа вынуждена была отменить все телевизионные шоу, включая церимонию вручения призов BBC, на которой должна была получить приз Карла Аллена как наиболее популярная иностранная поп-группа в Соединенном Королевстве. А дело все в том, что Германия в это время была занесена толстым снежным покровом, и нормальная жизнь в ней почти остановилась. Но тем не менее дождь наград, начавшийся с сингла DADDY COOL, продолжал проливаться на Boney M. Это и "Золотой Отто" от германского молодежного журнала BRAVO, и "Золотая Европа" в 1977 г., и "Золотая Антенна", и "Золотой Лев", а таже платиновые, золотые и серебряные диски от музыкальных компаний...

1978 год стал годом Boney M! Суперзвездный статус группы укрепил третий по счету и самый продающийся альбом NIGHTFLIGHT TO VENUS, породивший мега-хит RIVERS OF BABYLON - он стал номером 1 во всех странах мира. Подсчитано, что каждые четыре секунды в мире продавался один сингл с этим хитом! В Германии он продержался на первом месте в сингловых чартах аж 16 недель подряд! В Великобритании BABYLON становится номером 1 на целых четыре недели, а в Австралии, где недавно большого успеха добилась шведская поп-группа ABBA, уже два хита Boney M разделяют первое место: RIVERS OF BABYLON (четыре недели в Top 10) и RASPUTIN. Фактически там в 1978 году Boney M вытесняют из 25 верхних позиций чартов "End of the Year" ("На конец года") группу ABBA (Nr.3 занимает BABYLON и Nr.25 - RASPUTIN. В США сингл достигает позиции Top 30, но в этой стране участие группы в чартах чисто номинальное - представьте, что было бы, если бы и там Boney M добилась того же успеха, что и в других странах!
Boney M на приеме у королевы Елизаветы II.1978 г


Когда британские радио-диджеи стали уставать от прокрутки одной и той же песни, они просто перевернули сингл и запустили BROWN GIRL IN THE RING, после чего сингл опять взлетел до 2-го места, где и оставался почти 40 недель! При поддержке группы бэк-вокала из 15 человек Boney M выступают вживую на британском TV-шоу TOP OF THE POPS и после концерта в холле Royal Variety встречаются с королевой Елизаветой.

Пятым по объему продаж после RIVERS OF BABYLON синглом-бестселлером в Великобритании стал рождественский хит MARY'S BOY CHILD (OH MY LORD). Ежедневно продавалось 175000 пластинок и за четыре недели было продано около 2.2 миллионов копий. Получилось так, что после чартового успеха BABYLON с текстом, взятым прямо из Библии, Фрэнк Фариан решил записать еще одну песню с религиозной тематикой. Ею и стала MARY'S BOY CHILD, которая к тому же была хорошо известна в Великобритании еще в исполнении мастера калипсо Гарри Белафонте за двадцать лет до Boney M. LP NIGHTFLIGHT TO VENUS с "космической" обложкой и соответствующим титульным треком также стал бестселлером всех времен в Европе. В Великобритании этот диск продержался в альбомных чартах исключительно длинный срок - 65 недель! Вслед за упомянутым мегасинглом по рейтингу популярности шли такие песни, как кавер-версия HEART OF GOLD Нейла Янга, замечательно аранжированная под мелодичный вокал, NEVER CHANGE A LOVER IN THE MIDDLE OF THE NIGHT, которую вибрирующим голосом исполнила Марсия Баррет, и HE WAS A STEPPENWOLF - перепевка известного хита группы Temptation PAPA WAS A ROLLING STONE. Успех этого альбома сделал Boney M самой популярной небританской поп-группой в Соединенном Королевстве, за что им и был вручен приз Карла Аллена.
Сенсация: Boney M в Москве! 1978 г


Неудивительно, что при такой популярности к группе стали проявлять интерес и с другой стороны Железного занавеса. Так, в Советском Союзе было выпущено специальное издание диска-сборника Boney M тиражом 100000 экземпляров, что оказалось до обидного мало для населения в 240 миллионов человек! Публика хотела большего - видеть Boney M живьем! При этом песня "Распутин - любовник российской царицы" была запрещена в СССР. И вот 9 декабря 1978 года группа прибыла в Москву, где дала 10 полностью аншлаговых концертов. Исторически замечателен не только факт, что это была первая западная группа, выступившая в Советской Республике, но и то, что об этой группе был снят видеоклип на Красной площади в Москве. Boney M так понравились советской публике и правительству, что за концерты им заплатили в твердой американской валюте, тогда как со шведской поп-группой ABBA, пластинки которой также продавались в СССР, расплачивались картошкой и нефтью! Однако песню RASPUTIN "по историческим соображениям" им так и не дали исполнить. Марсии приходилось отвечать поклонникам: "нам не разрешают исполнять эту вещь", а переводчик переводил таким образом: "у нас есть песни, которые нравятся всем, Boney M исполнит для вас одну из них". И никогда это не был "Распутин - русская машина для любви"... Справедливости ради надо отметить, что после визита Boney M в России все-таки была выпущена эта песня, и она стала очень популярной у россиян. Особенно, по словам Бобби Фаррела, им нравилась концовка "Oh, those Russians!" ("О, эти русские!").

Гастрольные туры Boney M обычно затягивались на год, отрывая участников группы от семей и близких, и это было самым неприятным моментом в их работе. Давая интервью, Мейзи Уильямс однажды заметила: "Мы и наши семьи стараемся мириться с этим, наши родственники понимают, что иначе нельзя...". Каждый, кто хоть раз участвовал в шоубизнесе, знает, что гастроли - самая тяжелая и измытывающая часть сценической деятельности. Но в то же время это и исключительная возможность побывать в других странах и познакомиться с чужой культурой. Правда, не всегда все проходит гладко... В 1978 году Boney M. отправились на Ближний Восток. Тогда они, возможно, были первой интернациональной поп-группой, посетившей такие страны, как Израиль, Сирия и Йордания. В йорданской столице Амман вся группа накануне перед концертом отравилась рыбой, которой они поужинали. Впору было отменять выступление, но король Йордании Хуссейн II лично послал к ним своего врача, чтобы тот поднял группу на ноги. Нечто подобное происходило и во время триумфального восточного турне в 1979 году: в Бангкоке - опять пищевое отравление, в Сингапуре концерт задержан на 10 минут из-за того, что в документах членов группы не были проставлены необходимые печати, и т.п. Но невзирая на эти инциденты, Boney M понимали, что только на продаже пластинок много не заработаешь. Именно сценические выступления являются ключевым фактором в их деятельности и гарантируют более или менее постоянный успех. Таким образом, начиная с тура LOVE FOR SALE они все больше внимания уделяют своему имиджу на сцене и режесуре концертов. Их костюмы, декорации и осветительное и музыкальное оборудование становятся все более изощренными и совершенствуются от альбома к альбому и от тура к туру.

Одной из причин, почему Boney M никогда не имели большого успеха в Америке, является тот факт, что американцы очень замкнуты на своей поп-сцене, и иностранному исполнителю очень трудно прорваться на американский рынок. В то время MTV еще не существовало, а исполняемая группой музыка несколько не подходила под вкусы американской публики. Это подтвердило и участие Boney M в популярном (и очень важном для черной музыки) шоу SOULTRAIN в 1979 г.: аудитории нужны были не RASPUTIN или HOLIDAY, а R&B-композиции типа DANCING IN THE STREETS и т.п. К тому же сам Фариан не очень-то и стремился покорить Америку, его вполне устраивал успех, завоеванный группой в Европе, Африке и Азии. Американские звукозаписывающие компании тоже особо не тратили силы на маркетинг Boney M в своей стране. Однако если бы Boney M получили признание в Штатах (как в Канаде, которая больше ориентирована на Европу), им удалось бы легко удвоить объем продаж своих дисков! На текущую же дату (2000 г.) в мире продано около 150 миллионов пластинок группы...

Чтобы сократить время ожидания выхода нового студийного альбома, Фариан в 1979 г. решает записать с Boney M новую версию народной песни POLLY WOLLY DOODLE, которую однажды исполняла известная киноактриса Ширли Темпл (Shirley Temple). В новой аранжировке песня стала называться HOORAY! HOORAY! IT'S A HOLIDAY и тоже превратилась в международный хит. В то время мода на диско достигла своего апогея, и хитом сезона стал саундтрек к американскому фильму SATURDAY NIGHT FEVER (в исполнении группы Bee Gees - прим.перев.) с Джоном Траволтой в главной роли. Немецкий фильм-продюсер, Ганс Яниш (Hans Jahnisch), вдохновленный концертным адвертисментом Boney M, решил создать нечто подобное. Фильм получил название DISCO FIEBER (Disco Fever), и Boney M наравне с другими рок-группами - "The Teens", "Eruption" и "La Bionda" - играли, танцевали и пели в нем свои хиты HOLIDAY и RIBBONS OF BLUE. Сценарий был довольно тривиальным: девушка любит парня, парень любит другую и т.д., но кульминация наступает тогда, когда все герои встречаются в городе, где выступают такие знаменитости, как Eruption и Boney M. После объявления, что в фильме снимались Boney M, его закупили около 80 стран...
Boney M во время сенсационного тура по Южной Америке. 1979 г


В этом же году последовало мировое турне, в результате которого саундом Boney M была покорена и Южная Америка. Вернувшись в Германию, группа заканчивает работу над новым альбомом, еще раз доказавшим, что Boney M не стоят на месте и способны еще удивлять мир свежими и необычными мелодиями.

С релизом сингла EL LUTE / GOTTA GO HOME фанам давалась возможность заранее почувствовать, что ждать от грядущего альбома OCEANS OF FANTASY. Сама песня EL LUTE была правдивой историей о несправедливо осужденном в период франкистского режима молодом испанце, и в некоторых странах ее попытались запретить. Сказочно-ипозантная с темами из подводного мира OCEANS OF FANTASY (Океаны фантазий) снова попала в верхние позиции музыкальных чартов всех странах мира. Новые песни исполнялись с характерным для Boney M саундом, но в них были также включены отдельные элементы соула, фанка и рока, отсутствовавшие в ранних работах. Для продвижения альбома было поставлено и вышло на экраны телевизионное шоу под названием FANTASTIC BONEY M. Хитами стали песни I'M BORN AGAIN, BAHAMA MAMA и THE CALENDAR SONG. На альбоме также звучит голос ведущей вокалистки группы Eruption Пришес Уилсон (Precious Wilson)(ONE WAY TICKET, I CAN'T STAND THE RAIN); она поет в LET IT ALL BE MUSIC и HOLD ON I'M COMING. Марсия Баррет исполняет NO TIME TO LOSE и вместе с Лиз Митчелл - RIBBONS OF BLUE, TWO OF US и NO MORE CHAIN GANG. Позже было объявлено, что Фрэнк Фариан предложил Пришес Уилсон занять место Мейзи Уильямс в группе, но та отказалась, так как хотела начать собственную сольную карьеру.

Конечно, постоянное совместное существование членов группы накладывало свои отпечатки и требовало от них определенных жертв. "Сегодня мы замечательно уживаемся вместе, - рассказывает Марсия Баррет в интервью газете Daily Mirror в 1978 г., - но было время, когда мы просто не переносили друг друга, и только всеобщее признание заставило нас держать себя в руках". О взаимоотношениях с их продюсером, ментором и другом она говорит так: "Я думаю, две стороны медали равны, так как без любой из них медаль не может существовать. Конечно, Фрэнк замечательный продюсер, но что он значил бы без четырех певцов, способных воплощать его замыслы? С другой стороны, что значили бы Boney M без его материала? Таким образом, мы представляем из себя как-бы золотую середину и это здорово - осознавать, что друг без друга мы никуда". Исходя из этого, сегодня кажется странным, что несмотря на громкий успех нового альбома OCEANS OF FANTASY, тогда поползли слухи, что внутри группы намечается раскол и теперь уже вопрос времени, когда он произойдет; что члены группы чувствуют себя марионетками в руках Фариана, который недостаточно оценивает их артистический талант; что они хотели бы более полно участвовать в творческом процессе... Последнее действительно было проблемой для группы: Фрэнк Фариан являлся не только ее основателем, но и автором песен, менеджером, продюсером и исполнителем в одном лице, и окончательное решение всегда оставалось за ним. Однако, с другой стороны, глядя правде в лицо, следует признать, что остальные четыре участника вряд ли имели время на сочинение песен. График у них был очень напряженным, ведь статус всемирно известной группы требовал от них помимо регулярных концертов присутствия чуть ли не на 50-ти различных телевизионных шоу ежегодно. Например, первый отпуск группа заработала только через 18 месяцев после старта в 1976 г.!

Последние два месяца для группы были очень напряженными, произошло несколько срывов в студийной работе, и Фрэнк Фариан решил дать ей немного передохнуть. Чтобы заполнить брешь в выпуске новых дисков, весной 1980 г. группа издает свой первый сборник, THE MAGIC OF BONEY M, который тут же становится бестселлером. В альбом вошли самые удачные танцевальные хиты первой половины их карьеры: DADDY COOL, RIVERS OF BABYLON, RASPUTIN, а также красивые мелодичные композиции типа NO WOMEN NO CRY и STILL I'M SAD. Кроме того, в сборник были включены две песни с нового сингла I SEE A BOAT ON THE RIVER / MY FRIEND JACK, которые уже звучали по радио и вошли в Top 10 чарты Германии и Швейцарии. Следует отметить, что в Швейцарии синглы Boney M уже входили в лучшую десятку в 1976, 1977, 1978 и 1979 годах, а RIVERS OF BABYLON была названа лучшей песней года. Кроме того, хиты RIVERS OF BABYLON, MA BAKER, и EL LUTE даже превзошли там по рейтингу хиты друзей и основных конкурентов Boney M, поп-группы ABBA.
Hola Margherita! Boney M. goes Wild, Wild West!


Но вернемся назад. В 1981 году вышли два сингла: один с песней CHILDREN OF PARADISE на стороне А и замечательной кавер-версией песни группы Iron Butterfly IN-A-GADDA-DA-VIDA на стороне В, другой - с треками FELICIDAD MARGHERITA и STRANGE. Интересно, что FELICIDAD Фариан аранжировал как некую смесь лимбо и диско, но несмотря на уже наметившийся спад в популярности диско, трек все равно стал хитом и попал в чарты. В этот период помимо выпуска синглов активность группы снизилась: Лиз уделяет больше времени семье, а Бобби и Марсия работают над своими сольными проектами. Однако все четверо утверждают, что остаются с группой.





 

Яндекс.Метрика