Proverka Gogetlinks 0857 Соул - история возникновения и описание стиля
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • dark
  • light
  • leftlayout
  • rightlayout


Соул - история возникновения и описание стиля

Соул (от английского soul — «душа») — наиболее эмоционально-прочувствованное, «душевное» направление популярной музыки чернокожих жителей США (ритм-энд-блюза), сложившееся в южных штатах США в конце 1950-х годов под воздействием традиции джазовой вокальной импровизации и спиричуэлов.

alt

В 1960-х годах соул становится наиболее популярным направлением негритянской музыки. Связано это было с борьбой афроамериканцев за свои права: такие ключевые записи, как «A Change Is Gonna Come» имели как символически-библейское, так и актуально-политическое звучание. Самые яркие представители южного соула шестидесятых — Сэм Кук, Арета Франклин, Отис Реддинг и Джеймс Браун — были вовлечены в общественное движение, во главе которого стоял Мартин Лютер Кинг.

В более коммерчески ориентированном соуле шестидесятых различают несколько направлений, важнейшие из которых — так называемый «мемфисский» (Booker T. & the MG's, Эл Грин) и «детройтский» соул (Стиви Уандер, Марвин Гей). Основными идеологами детройтского соула, рассчитанного не только на чернокожую, но и на белую аудиторию северных штатов США, являлись Берри Горди и Смоки Робинсон — президент и вице-президент могущественного лейбла Motown Records.

Экспериментальный подход к соул-музыке середины 1960-х представляет продюсер Фил Спектор, который привлёкал к участию в своих амбициозных проектах «соул-симфоний» не только чернокожих (Тина Тёрнер), но и белых музыкантов (дуэт The Righteous Brothers).

В семидесятые годы соул отчасти уступает популярность танцевальному направлению в ритм-энд-блюзе — фанку. Наиболее популярен в те годы был мягкий «филадельфийский» соул, которого от классического соула отличают усложнённые, сочные аранжировки и введение элементов фанка. В эти годы к музыке соул обращались и многие белые музыканты европейского происхождения (Ван Моррисон, в отдельных случаях Элтон Джон и Дэвид Боуи) — соул в их исполнении американцы иронически называют «голубоглазым».

Начиная с начала 1980-х (творчество Принса) соул переживает новый подъём, став наряду с фанком одним из основных коммерческих стандартов обновлённого ритм-энд-блюза. В конце 1990-х, когда возродился интерес к классическому соулу, возникло ретроспективное направление «нео-соула» (Лорин Хилл, Эрика Баду, Алиша Киз, Джон Ледженд).

Ключевые записи классического соула


Hit the Road Jack (Рэй Чарльз, 1961)
Bring It On Home to Me (Сэм Кук, 1962)
A Change Is Gonna Come (Сэм Кук, 1963)
My Girl (The Temptations, 1964)
I Put a Spell on You (Нина Симон, 1965)
You've Lost That Lovin' Feelin' (The Righteous Brothers, 1965)
It's a Man's, Man's, Man's World (Джеймс Браун, 1966)
When a Man Loves a Woman (Перси Следж, 1966)
River Deep - Mountain High (Тина Тёрнер, 1966)
I Heard It Through the Grapevine (Марвин Гей, 1967)
I Never Loved a Man the Way I Love You (Арета Франклин, 1967)
Respect (Арета Франклин, 1967)
(Sittin' on) the Dock of the Bay (Отис Реддинг, 1968)
Chain of Fools (Арета Франклин, 1968)
My Cherie Amour (Стиви Уандер, 1969)
The Tears of a Clown (Смоки Робинсон, 1970)
War (Эдвин Старр, 1970)
What's Going On (Марвин Гей, 1971)
Tupelo Honey (Ван Моррисон, 1971)
The First Time Ever I Saw Your Face (Роберта Флэк, 1972)
Love and Happiness (Эл Грин, 1972)
Living for the City (Стиви Уандер, 1973)
Соул (от английского soul — «душа») — наиболее эмоционально-прочувствованное, «душевное» направление популярной музыки чернокожих жителей США (ритм-энд-блюза), сложившееся в южных штатах США в конце 1950-х годов под воздействием традиции джазовой вокальной импровизации и спиричуэлов.

Музыкальные критики считают самым ранним образчиком соула «I’ve Got a Woman» — песню, записанную 18 ноября 1954 года в Атланте Рэем Чарльзом. Другие важнейшие записи раннего соула — «Please Please Please» Джеймса Брауна (1957) и «Georgia on My Mind» Рэя Чарльза (1960).

В 1960-х годах соул становится наиболее популярным направлением негритянской музыки. Связано это было с борьбой афроамериканцев за свои права: такие ключевые записи, как «A Change Is Gonna Come» имели как символически-библейское, так и актуально-политическое звучание. Самые яркие представители южного соула шестидесятых — Сэм Кук, Арета Франклин, Отис Реддинг и Джеймс Браун — были вовлечены в общественное движение, во главе которого стоял Мартин Лютер Кинг.

В более коммерчески ориентированном соуле шестидесятых различают несколько направлений, важнейшие из которых — так называемый «мемфисский» (Booker T. & the MG's, Эл Грин) и «детройтский» соул (Стиви Уандер, Марвин Гей). Основными идеологами детройтского соула, рассчитанного не только на чернокожую, но и на белую аудиторию северных штатов США, являлись Берри Горди и Смоки Робинсон — президент и вице-президент могущественного лейбла Motown Records.

Экспериментальный подход к соул-музыке середины 1960-х представляет продюсер Фил Спектор, который привлёкал к участию в своих амбициозных проектах «соул-симфоний» не только чернокожих (Тина Тёрнер), но и белых музыкантов (дуэт The Righteous Brothers).

В семидесятые годы соул отчасти уступает популярность танцевальному направлению в ритм-энд-блюзе — фанку. Наиболее популярен в те годы был мягкий «филадельфийский» соул, которого от классического соула отличают усложнённые, сочные аранжировки и введение элементов фанка. В эти годы к музыке соул обращались и многие белые музыканты европейского происхождения (Ван Моррисон, в отдельных случаях Элтон Джон и Дэвид Боуи) — соул в их исполнении американцы иронически называют «голубоглазым».

Начиная с начала 1980-х (творчество Принса) соул переживает новый подъём, став наряду с фанком одним из основных коммерческих стандартов обновлённого ритм-энд-блюза. В конце 1990-х, когда возродился интерес к классическому соулу, возникло ретроспективное направление «нео-соула» (Лорин Хилл, Эрика Баду, Алиша Киз, Джон Ледженд).

Ключевые записи классического соула


Hit the Road Jack (Рэй Чарльз, 1961)
Bring It On Home to Me (Сэм Кук, 1962)
A Change Is Gonna Come (Сэм Кук, 1963)
My Girl (The Temptations, 1964)
I Put a Spell on You (Нина Симон, 1965)
You've Lost That Lovin' Feelin' (The Righteous Brothers, 1965)
It's a Man's, Man's, Man's World (Джеймс Браун, 1966)
When a Man Loves a Woman (Перси Следж, 1966)
River Deep - Mountain High (Тина Тёрнер, 1966)
I Heard It Through the Grapevine (Марвин Гей, 1967)
I Never Loved a Man the Way I Love You (Арета Франклин, 1967)
Respect (Арета Франклин, 1967)
(Sittin' on) the Dock of the Bay (Отис Реддинг, 1968)
Chain of Fools (Арета Франклин, 1968)
My Cherie Amour (Стиви Уандер, 1969)
The Tears of a Clown (Смоки Робинсон, 1970)
War (Эдвин Старр, 1970)
What's Going On (Марвин Гей, 1971)
Tupelo Honey (Ван Моррисон, 1971)
The First Time Ever I Saw Your Face (Роберта Флэк, 1972)
Love and Happiness (Эл Грин, 1972)
Living for the City (Стиви Уандер, 1973)
Соул (от английского soul — «душа») — наиболее эмоционально-прочувствованное, «душевное» направление популярной музыки чернокожих жителей США (ритм-энд-блюза), сложившееся в южных штатах США в конце 1950-х годов под воздействием традиции джазовой вокальной импровизации и спиричуэлов.

Музыкальные критики считают самым ранним образчиком соула «I’ve Got a Woman» — песню, записанную 18 ноября 1954 года в Атланте Рэем Чарльзом. Другие важнейшие записи раннего соула — «Please Please Please» Джеймса Брауна (1957) и «Georgia on My Mind» Рэя Чарльза (1960).

В 1960-х годах соул становится наиболее популярным направлением негритянской музыки. Связано это было с борьбой афроамериканцев за свои права: такие ключевые записи, как «A Change Is Gonna Come» имели как символически-библейское, так и актуально-политическое звучание. Самые яркие представители южного соула шестидесятых — Сэм Кук, Арета Франклин, Отис Реддинг и Джеймс Браун — были вовлечены в общественное движение, во главе которого стоял Мартин Лютер Кинг.

В более коммерчески ориентированном соуле шестидесятых различают несколько направлений, важнейшие из которых — так называемый «мемфисский» (Booker T. & the MG's, Эл Грин) и «детройтский» соул (Стиви Уандер, Марвин Гей). Основными идеологами детройтского соула, рассчитанного не только на чернокожую, но и на белую аудиторию северных штатов США, являлись Берри Горди и Смоки Робинсон — президент и вице-президент могущественного лейбла Motown Records.

Экспериментальный подход к соул-музыке середины 1960-х представляет продюсер Фил Спектор, который привлёкал к участию в своих амбициозных проектах «соул-симфоний» не только чернокожих (Тина Тёрнер), но и белых музыкантов (дуэт The Righteous Brothers).

В семидесятые годы соул отчасти уступает популярность танцевальному направлению в ритм-энд-блюзе — фанку. Наиболее популярен в те годы был мягкий «филадельфийский» соул, которого от классического соула отличают усложнённые, сочные аранжировки и введение элементов фанка. В эти годы к музыке соул обращались и многие белые музыканты европейского происхождения (Ван Моррисон, в отдельных случаях Элтон Джон и Дэвид Боуи) — соул в их исполнении американцы иронически называют «голубоглазым».

Начиная с начала 1980-х (творчество Принса) соул переживает новый подъём, став наряду с фанком одним из основных коммерческих стандартов обновлённого ритм-энд-блюза. В конце 1990-х, когда возродился интерес к классическому соулу, возникло ретроспективное направление «нео-соула» (Лорин Хилл, Эрика Баду, Алиша Киз, Джон Ледженд).

Ключевые записи классического соула


Hit the Road Jack (Рэй Чарльз, 1961)
Bring It On Home to Me (Сэм Кук, 1962)
A Change Is Gonna Come (Сэм Кук, 1963)
My Girl (The Temptations, 1964)
I Put a Spell on You (Нина Симон, 1965)
You've Lost That Lovin' Feelin' (The Righteous Brothers, 1965)
It's a Man's, Man's, Man's World (Джеймс Браун, 1966)
When a Man Loves a Woman (Перси Следж, 1966)
River Deep - Mountain High (Тина Тёрнер, 1966)
I Heard It Through the Grapevine (Марвин Гей, 1967)
I Never Loved a Man the Way I Love You (Арета Франклин, 1967)
Respect (Арета Франклин, 1967)
(Sittin' on) the Dock of the Bay (Отис Реддинг, 1968)
Chain of Fools (Арета Франклин, 1968)
My Cherie Amour (Стиви Уандер, 1969)
The Tears of a Clown (Смоки Робинсон, 1970)
War (Эдвин Старр, 1970)
What's Going On (Марвин Гей, 1971)
Tupelo Honey (Ван Моррисон, 1971)
The First Time Ever I Saw Your Face (Роберта Флэк, 1972)
Love and Happiness (Эл Грин, 1972)
Living for the City (Стиви Уандер, 1973)

Музыкальные критики считают самым ранним образчиком соула «I’ve Got a Woman» — песню, записанную 18 ноября 1954 года в Атланте Рэем Чарльзом. Другие важнейшие записи раннего соула — «Please Please Please» Джеймса Брауна (1957) и «Georgia on My Mind» Рэя Чарльза (1960).
 

Яндекс.Метрика